Стартёр. Устройство и неисправности
Стартёр на Смарте устроен также, как и на многих других машинах. Различается посадочными размерами и мощностью. На машинах с двигателем 598, 698 стартёр имеет артикул Q0003188V008000000, на дизеле артикул Q0001477V006000000.
Внешне стартёр выглядит следующим образом:
Вид стартёра в разрезе
Стартёр предназначен для первичного раскручивания коленвала двигателя для произведения пуска оного.
Из себя стартёр представляет просто электродвигатель постоянного тока, минус к которому приходит через массу автомобиля, плюс – через отдельный провод, соединяющий стартер, генератор и аккумулятор.
Стартёр состоит из ротора (1), щёткодержателя и щёток (2), статора (3).
Когда мы поворачиваем ключ зажигания, то через реле подаётся ток на так называемое втягивающее реле (4) внутри которого находится сердечник (5). Одновременно с втягиванием сердечника замыкается цепь, подающая “+” на электродвигатель стартера. При втягивании сердечника происходит передача усилия через рычаг (6) на бендикс (7), который сдвигается вправо и входит в зацепление с пазами на маховике сцепления (как это выглядит – хорошо видно здесь), проворачивая коленвал двигателя. Вал стартера крепится на втулках (8).
Основной и наиболее часто встречающейся неисправностью стартёра на Смартах является выход из строя втягивающего реле. Его внешний вид представлен на фото ниже. Хорошо видны сердечник, возвратная пружина и крюк, которым крепится рычаг к сердечнику. Рядом с втягивающим реле на фото изображена втулка вала стартера которая и вызвала в данном случае необходимость снятия его. В ней хорошо видна выработка, приводившая к перекосу вала.
Если в момент поворота ключа зажигания вы слышите щелчок реле, но стартёр не срабатывает, то велика вероятность выхода из строя именно втягивающего реле или втулки вала. Не забудьте перед вынесением приговора убедиться в полном заряде аккумулятора и приходе сигнала на втягивающее реле стартёра.
Существует древний народный способ кратковременно оживить стартёр при данной неполадке. Надо просто несильно постучать по корпусу его. Применительно к Смарту это надо делать длинным (около 30-40 см) металлическим предметом, ударяя по нему молотком.
Внешний вид стартёра после ремонта (замена втулок и целиком втягивающего реле)
Для общей картины приведу также возможные причины несрабатывания стартёра при повороте ключа:
- Нет массы на двигатель
- На клемму втягивающего реле не приходит питание
- Разряжен, либо неисправен аккумулятор
- Щётки не плотно прилегают к коллектору ("зависли", либо износились)
- Неисправно втягивающее реле
В прочие неисправности стартёра не буду вдаваться, ибо их пока не встречалось на Смартах.